программа-по-бурятскому-языку-старшая-группа

Верхняя Иволга 2018 год
Содержание
1.Пояснительная записка………………………………………………………....
2.Учебно – тематический план………………………………………………......
3.Содержание программы………………………………………………………...
Список литературы……………………………………...…………………….....

1. Пояснительная записка
В Законе Российской Федерации "Об образовании" одно из ведущих мест
занимает вопрос о языке обучения и воспитания молодого поколения. В
условиях демократизации российского общества речь идет о приоритете
обучения и воспитания на родном языке. С гуманизацией образования, с
ориентацией на общечеловеческие ценности приходит понимание роли каждого
народа в обогащении мировой культуры. Многовековой исторический опыт
любого народа наиболее полно и глубоко представлен в национальном языке,
своеобразным образом в нем закодирован. В такой форме эта информация
становится достоянием новых поколений, достоянием других народов, т.е. в
целом человечества.
В многонациональном российском государстве, где судьбы многих
народов соединены глубокими историческими корнями, национальные языки
развивались, оказывая разные влияния один на другой, включая процессы
ассимиляции. Поэтому проблема языка обучения и воспитания в некоторых
случаях становится проблемой сохранения и развития традиционной культуры и
самого малочисленного народа. На сегодняшний день одной из важнейших для
бурят

является проблема сохранения бурятского языка. Эта же проблема

коснулась и нашегосела Верхняя Иволга..
В настоящее время только 28% коренного населения РБ являются
носителями языка. Всемирная организация ЮНЕСКО в 2005 году внесла
бурятский

язык в Красную книгу исчезающих языков. Дети не говорят на

родном языке.
Поэтому встает остро вопрос о необходимости в раннем детстве обучению
бурятского языка в дошкольных учреждениях. Научно доказано, что именно
дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для овладения
языка. Язык для ребѐнка – это, прежде всего средство развития, познания и
воспитания. В дошкольном возрасте закладываются ценностные основы
мировоззрения, поэтому одного изучения бурятского языка недостаточно, нужно

знакомить детей с традициями и обычаями родного края, бытом, праздниками.
Культура родного края детям дошкольного возраста является контекстом для
развития.
Язык - это духовная основа существования любой нации. Он является
величайшей национальной ценностью. Сохранение и развитие нации, прежде
всего, связано с сохранением и функционированием ее языка. Беречь и развивать
свой родной язык и с уважением относиться к другим языкам - долг и
обязанность каждого гражданина, поэтому изучение бурятского

языка

рассматриваем

воспитания

в

рамках

патриотического

воспитания,

мы

толерантности.
Разработка рабочей программы обусловлена нормативно-правовой базой:
·

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от

17.10.2013г. № 1155

«Об

утверждении

федерального

государственного

образовательного стандарта дошкольного образования»;
·

Конвенцией ООН о правах ребѐнка;

·

законом «Об образовании в Российской Федерации»;

.

законом Республики Бурятия «О языках народов РБ». От 10.06.1992 г. за №

221-х 11.
Цель программы – способствовать формированию элементарных умений
и навыков общения на бурятском языке у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Развивать у детей мышление, внимание, память, познавательные и языковые
способности.
2.

Формировать

навыки

учебной

деятельности,

элементарные

навыки

коммуникативных задач на бурятском языке в рамках данной тематики, навыки
межличностного общения, навыки самоконтроля.
3. Воспитывать у детей интерес и создавать положительную установку на
изучение бурятского языка и культуры бурятского народа.

4. Дать первичные знания, умения, навыки для успешного перехода к
углубленному изучению бурятского языка.

В основу программы положены принципы:
-современность;
-доступность;
-систематичность;
-последовательность;
-концентричность.
В программе использован принцип интеграции образовательных областей:
-социально-коммуникативное развитие;
-познавательное развитие;
-художественно-эстетическое развитие;
-физическое развитие;
-речевое развитие.
Методы обучения:
1) словесные методы (рассказ педагога, беседа);
2) практические методы
3) наглядные.
Данная

программа

адресована

педагогам

дополнительного

образования,

воспитателями дошкольных учреждений и рассчитана на обучение детей
старшего дошкольного возраста.

2. Учебно-тематический план
№

ТЕМА

Кол-во часов

1

Флаг.Герб.Гимн

7

2

«Гэрхэн»

7

3

Алтан намар

7

4

«Минии эбтэй бүлэ»

8

5

Цвет (Унгэ)

7

6

«Репкэ»

8

7

«Табан хурган»

7

8

«Шэнэ жэл»

7

9

«Гурбан поршоонхо»

7

10

«Сагаалган»

7

11

«hалан hама»

7

12

Хабар ерээ

7

13

«Балма Баабгай хоѐр»

7

14

«Шагай наадан»

7

15

«Улаан Малгайхан»

7

16

Зунай амаралта

7

Всего

114

3. Содержание программы
Программа рассчитана на один учебный год, предусматривает организацию
работы с детьми старшего дошкольного возраста 5-6 лет в количестве 114
учебных часов с режимом проведения 3 раза в неделю с сентября по май
включительно. Длительность составляет 20-25минут.
Содержание программы «Амар Мэндэ-э!» делится на 15 тематических
блоков, каждый из которых

решает свои

задачи. Последовательность

тематических блоков не случайна и принципиально важна для максимального
образовательного эффекта.

В каждом блоке рассматриваются персонажи известных русских народных
и авторских сказок переведенных и обработанных на бурятский язык, где
используются для игр, общения и знакомства с традициями и обычаями
культуры бурят. К данной программе «Амар мэндэ-э!

прилагаются рабочие

тетради на каждого ребенка, где детям предлагается различные игры, творческие
задания: ситуация, раскраски, составление рассказа по картинке.
Новизна программы в том, что в основе заложен учебно-методический
комплекс под редакцией Г-Х.Ц. Гунжитова, О.А. Дареева, Б.Д. Шожоева ―Амар
мэндэ-э!‖.
Каждый вид образовательной деятельности имеет свою структуру.
Начинается с обычного приветствия на бурятском языке, которое постепенно
запоминается детьми. Затем проводится речевая разминка. Это - стихотворение
или песенка на бурятском языке. В основной части - игры с куклами и другими
игрушками; дети знакомятся с речевыми образцами и закрепляют их. В конце
образовательной деятельности ребята вспоминают, чему научились и повторяют
песенку или стихотворение речевой разминки. Затем следует прощание на
бурятском языке.

Список литературы
1. Гунжитова Г-Х. Ц., Дареева О.А., Шожоева Б.Д. «Амар мэндээ!». начальный

курс

бурятского

языка

для

детей

старшего дошкольного возраста: книга для учителя и родителей. — УланУдэ: ГБУ гЦ«Бэлиг», 2014. -32 стр.
2. Гразин

Т.И.,

Тимощук Л.Е. «Развитие

речи

детей 4-5

лет».

-

педагогика».

-

М. Просвещение, 2004
3. Козлова

С.А.,

Куликова

Т.А.

«Дошкольная

М. AKADEMI, 2001.
4. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. «Развитие речи, подготовка к освоению
письма». - М.: ВАКО, 2005.
5. Чимбеева З.Д. «К вопросу ориентации на мотивацию овладения бурятским
языком». - Современные проблемы филологии. - с.197 – 199. - Улан- Удэ:
Издательство БГУ, 2003.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».