Верхняя Иволга 2018 год Содержание 1.Пояснительная записка……………………………………………………….... 2.Учебно – тематический план………………………………………………...... 3.Содержание программы………………………………………………………... Список литературы……………………………………...……………………..... 1. Пояснительная записка В Законе Российской Федерации "Об образовании" одно из ведущих мест занимает вопрос о языке обучения и воспитания молодого поколения. В условиях демократизации российского общества речь идет о приоритете обучения и воспитания на родном языке. С гуманизацией образования, с ориентацией на общечеловеческие ценности приходит понимание роли каждого народа в обогащении мировой культуры. Многовековой исторический опыт любого народа наиболее полно и глубоко представлен в национальном языке, своеобразным образом в нем закодирован. В такой форме эта информация становится достоянием новых поколений, достоянием других народов, т.е. в целом человечества. В многонациональном российском государстве, где судьбы многих народов соединены глубокими историческими корнями, национальные языки развивались, оказывая разные влияния один на другой, включая процессы ассимиляции. Поэтому проблема языка обучения и воспитания в некоторых случаях становится проблемой сохранения и развития традиционной культуры и самого малочисленного народа. На сегодняшний день одной из важнейших для бурят является проблема сохранения бурятского языка. Эта же проблема коснулась и нашегосела Верхняя Иволга.. В настоящее время только 28% коренного населения РБ являются носителями языка. Всемирная организация ЮНЕСКО в 2005 году внесла бурятский язык в Красную книгу исчезающих языков. Дети не говорят на родном языке. Поэтому встает остро вопрос о необходимости в раннем детстве обучению бурятского языка в дошкольных учреждениях. Научно доказано, что именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для овладения языка. Язык для ребѐнка – это, прежде всего средство развития, познания и воспитания. В дошкольном возрасте закладываются ценностные основы мировоззрения, поэтому одного изучения бурятского языка недостаточно, нужно знакомить детей с традициями и обычаями родного края, бытом, праздниками. Культура родного края детям дошкольного возраста является контекстом для развития. Язык - это духовная основа существования любой нации. Он является величайшей национальной ценностью. Сохранение и развитие нации, прежде всего, связано с сохранением и функционированием ее языка. Беречь и развивать свой родной язык и с уважением относиться к другим языкам - долг и обязанность каждого гражданина, поэтому изучение бурятского языка рассматриваем воспитания в рамках патриотического воспитания, мы толерантности. Разработка рабочей программы обусловлена нормативно-правовой базой: · приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; · Конвенцией ООН о правах ребѐнка; · законом «Об образовании в Российской Федерации»; . законом Республики Бурятия «О языках народов РБ». От 10.06.1992 г. за № 221-х 11. Цель программы – способствовать формированию элементарных умений и навыков общения на бурятском языке у детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Развивать у детей мышление, внимание, память, познавательные и языковые способности. 2. Формировать навыки учебной деятельности, элементарные навыки коммуникативных задач на бурятском языке в рамках данной тематики, навыки межличностного общения, навыки самоконтроля. 3. Воспитывать у детей интерес и создавать положительную установку на изучение бурятского языка и культуры бурятского народа. 4. Дать первичные знания, умения, навыки для успешного перехода к углубленному изучению бурятского языка. В основу программы положены принципы: -современность; -доступность; -систематичность; -последовательность; -концентричность. В программе использован принцип интеграции образовательных областей: -социально-коммуникативное развитие; -познавательное развитие; -художественно-эстетическое развитие; -физическое развитие; -речевое развитие. Методы обучения: 1) словесные методы (рассказ педагога, беседа); 2) практические методы 3) наглядные. Данная программа адресована педагогам дополнительного образования, воспитателями дошкольных учреждений и рассчитана на обучение детей старшего дошкольного возраста. 2. Учебно-тематический план № ТЕМА Кол-во часов 1 Флаг.Герб.Гимн 7 2 «Гэрхэн» 7 3 Алтан намар 7 4 «Минии эбтэй бүлэ» 8 5 Цвет (Унгэ) 7 6 «Репкэ» 8 7 «Табан хурган» 7 8 «Шэнэ жэл» 7 9 «Гурбан поршоонхо» 7 10 «Сагаалган» 7 11 «hалан hама» 7 12 Хабар ерээ 7 13 «Балма Баабгай хоѐр» 7 14 «Шагай наадан» 7 15 «Улаан Малгайхан» 7 16 Зунай амаралта 7 Всего 114 3. Содержание программы Программа рассчитана на один учебный год, предусматривает организацию работы с детьми старшего дошкольного возраста 5-6 лет в количестве 114 учебных часов с режимом проведения 3 раза в неделю с сентября по май включительно. Длительность составляет 20-25минут. Содержание программы «Амар Мэндэ-э!» делится на 15 тематических блоков, каждый из которых решает свои задачи. Последовательность тематических блоков не случайна и принципиально важна для максимального образовательного эффекта. В каждом блоке рассматриваются персонажи известных русских народных и авторских сказок переведенных и обработанных на бурятский язык, где используются для игр, общения и знакомства с традициями и обычаями культуры бурят. К данной программе «Амар мэндэ-э! прилагаются рабочие тетради на каждого ребенка, где детям предлагается различные игры, творческие задания: ситуация, раскраски, составление рассказа по картинке. Новизна программы в том, что в основе заложен учебно-методический комплекс под редакцией Г-Х.Ц. Гунжитова, О.А. Дареева, Б.Д. Шожоева ―Амар мэндэ-э!‖. Каждый вид образовательной деятельности имеет свою структуру. Начинается с обычного приветствия на бурятском языке, которое постепенно запоминается детьми. Затем проводится речевая разминка. Это - стихотворение или песенка на бурятском языке. В основной части - игры с куклами и другими игрушками; дети знакомятся с речевыми образцами и закрепляют их. В конце образовательной деятельности ребята вспоминают, чему научились и повторяют песенку или стихотворение речевой разминки. Затем следует прощание на бурятском языке. Список литературы 1. Гунжитова Г-Х. Ц., Дареева О.А., Шожоева Б.Д. «Амар мэндээ!». начальный курс бурятского языка для детей старшего дошкольного возраста: книга для учителя и родителей. — УланУдэ: ГБУ гЦ«Бэлиг», 2014. -32 стр. 2. Гразин Т.И., Тимощук Л.Е. «Развитие речи детей 4-5 лет». - педагогика». - М. Просвещение, 2004 3. Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная М. AKADEMI, 2001. 4. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. «Развитие речи, подготовка к освоению письма». - М.: ВАКО, 2005. 5. Чимбеева З.Д. «К вопросу ориентации на мотивацию овладения бурятским языком». - Современные проблемы филологии. - с.197 – 199. - Улан- Удэ: Издательство БГУ, 2003.