ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА ПО БУРЯТСКОМУ ЯЗЫКУ «АМАР МЭНДЭЭ-ЗДРАСТВУЙТЕ!»
Описание образовательной программы
В Законе
Российской Федерации "Об образовании" одно из ведущих мест занимает
вопрос о языке обучения и воспитания молодого поколения. В условиях
демократизации российского общества речь идет о приоритете обучения и
воспитания на родном языке. С гуманизацией образования, с ориентацией
на общечеловеческие ценности приходит понимание роли каждого народа в
обогащении мировой культуры. Многовековой исторический опыт любого народа
наиболее полно и глубоко представлен в национальном языке, своеобразным образом
в нем закодирован. В такой форме эта информация становится достоянием новых
поколений, достоянием других народов, т.е. в целом человечества.
В многонациональном российском
государстве, где судьбы многих народов соединены глубокими историческими
корнями, национальные языки развивались, оказывая разные влияния один на
другой, включая процессы ассимиляции. Поэтому проблема языка обучения и
воспитания в некоторых случаях становится проблемой сохранения и развития
традиционной культуры и самого малочисленного народа. На сегодняшний день одной из важнейших для бурят является проблема сохранения бурятского
языка. Эта же проблема коснулась и нашегосела Верхняя Иволга..
В настоящее время только 28%
коренного населения РБ являются носителями языка. Всемирная организация ЮНЕСКО
в 2005 году внесла бурятский язык в
Красную книгу исчезающих языков. Дети не говорят на родном языке.
Поэтому встает остро вопрос о
необходимости в раннем детстве обучению бурятского языка в дошкольных
учреждениях. Научно доказано, что именно дошкольный возраст является наиболее
благоприятным периодом для овладения языка. Язык для ребёнка – это, прежде
всего средство развития, познания и воспитания. В дошкольном возрасте
закладываются ценностные основы мировоззрения, поэтому одного изучения
бурятского языка недостаточно, нужно знакомить детей с традициями и обычаями
родного края, бытом, праздниками. Культура родного края детям дошкольного
возраста является контекстом для развития.
Язык - это духовная основа
существования любой нации. Он является величайшей национальной ценностью.
Сохранение и развитие нации, прежде всего, связано с сохранением и
функционированием ее языка. Беречь и развивать свой родной язык и с уважением
относиться к другим языкам - долг и обязанность каждого гражданина, поэтому
изучение бурятского языка мы
рассматриваем в рамках
патриотического воспитания, воспитания толерантности.
Разработка рабочей программы обусловлена нормативно-правовой базой:
· приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования»;
· Конвенцией
ООН о правах ребёнка;
· законом
«Об образовании в Российской Федерации»;
. законом
Республики Бурятия «О языках народов РБ». От 10.06.1992 г. за № 221-х 11.